"НЕСВИЖСКИЙ" ПЛАН. (1611 Г.)
Назван так по месту изготовления (Несвиж - город Минской губернии Слуцкого уезда). Стал известен исследователям с 1949 года, когда Познанский музей приобрел единственный сохранившийся оттиск гравюры Т. Маковского по рисунку Ш. Е. Смутаньского. В России впервые опубликован в сборнике Академии наук "Культурные связи народов Восточной Европы в XVI веке" (М., 1976) польским ученым С. Александровичем.
В заголовке плана, помещенном в верхнем левом углу листа, сказано, что рисунок для гравюры был выполнен его автором - Шимоном Ендрашевичем Смутаньским во время пребывания в тюрьме вместе с послами Сигизмунда III, прибывшими на свадьбу Лжедимитрия с Мариной Мнишек. Посольство находилось в Москве с 12 мая 1606 года до 2 августа 1608 года, когда оно смогло выехать обратно из охваченной волнениями и смутами Руси.
Маловероятно, что в обстановке, которая тогда сложилась в Москве в связи с воцарением Василия Шуйского, Смутаньский мог составить и нарисовать свой план с натуры. Очевидно, в руках у художника оказались материалы московского происхождения. По очертаниям "Несвижский" план ближе всего стоит к "Годунову чертежу", но без четкой топографии последнего. Планировка города на нем кажется сумбурной, а в некоторых случаях - неверной, особенно в Замоскворечье. На нем отсутствует сложная сеть московских переулков и тупиков. Все улицы даны без названий.
Однако бросается в глаза резкое отличие "Несвижского" плана от всех прочих планов Москвы рубежа XVI-XVII веков. Это действительно "зарисовка" города как об этом сказано в заглавии листа), его перспектива "с птичьего полета", ориентированная, как и все прочие планы, на запад, но не плоскостная, а с попыткой ввести характеристику рельефа городской территории и ее ближайшего окружения. Можно допустить, что наложение плана на рельеф привело к своеобразным искажениям, и привычные трассы улиц, знакомые по другим чертежам, приобрели иной характер. Условный прием - выделение в укрупненном масштабе наиболее значительных сооружений в Кремле (соборы, дворец. Приказы), Китай-городе (Василий Блаженный) и т.п. - также несколько снизил "академичность" чертежа. Прорисовка зданий здесь упрощенней, чем на "Сигизмундове" плане, хотя выполнена в манере, близкой последнему. Во многом тождественны экспликации обоих планов, но в "Несвижском" она дана на польском языке. В отличие от "Сигизмундова" плана здесь правильно поименованы все основные части Москвы: однако Заяузью (в черте Скородома) присвоено имя "Кукуй-города". Но "Кукуем" называли известную со второй половины XVI века иноземную (немецкую) слободу, располагавшуюся в ту пору далеко за городом (в районе теперешней Бауманской ул.), вблизи ручья, который и дал слободе имя, ставшее среди москвичей обиходным. Возможно, слово "Кукуй" постепенно стало синонимом места, заселенного иноземцами (немцами). Поскольку в районе Заяузья небольшая иноземная слободка тогда существовала, а в годы Смуты - и увеличила, возможно, свое население за счет беженцев из дальней слободы, разоренной войной, то для Смутаньского, очевидно, это был единственный "Кукуй", который он мог знать и обозначить на плане. Допустимо также, что некоторые изменения в топографии и застройке Москвы, происшедшие ко времени прибытия туда польского посольства и не отраженные попавшими в руки Смутаньскому местными материалами, художник старался вносить в план по мере знакомства с городом (например, опустошенный пожаром клин в крайней юго-западной части Белого города и новую трассу Тверской).
Точность деталей гравюры на территории Кремля подтверждается сравнением с иконой С. Ушакова "Насаждение древа государства Российского" 1668 г., на которой показана часть кремлевской стены с башнями Фроловской (Спасской), Никольской, Сенатской и Набатной. Белый город вырисован менее подробно.
Самым ценным в "Несвижском" плане является изображение окрестностей Москвы, в основном - при избранной точке зрения - это территория, примыкающая с юго-запада к Скородому. В план включена излучина Москвы-реки с равниной Лужников и Воробьевыми горами на горизонте. Благодаря этому в поле зрения картографа попали Ново-Девичий монастырь - справа (включен в экспликацию плана под номером 23) и на том же берегу древний Саввинский монастырь (стоял в районе современной Саввинской набережной), показанный чуть правее Ново-Девичьего. Изображение последнего исследователи считают вполне правдоподобным. Отчетливо виден собор, показанный на плане шатровым и одноглавым, в то время как к моменту издания плана он имел уже свой настоящий вид и пятиглавие. Если эта деталь - не ошибка художника, то ее наличие может служить подтверждением существования очень раннего протографа "Несвижского" плана. Против Саввинского монастыря, на другом берегу Москвы-реки, видны два селения: в прибрежном можно предположить Патриаршую Рыбную слободу, а правее нее - Ямскую-Дорогомиловскую слободу, окаймляющую Смоленскую дорогу. В верхнем левом углу изображен, по-видимому, комплекс Великокняжеского дворца на Воробьевых горах - в ограде и с высокой остроконечной башней-повалушей. Подобный лист, включающий сложную информацию, мог быть результатом только многолетней подготовительной работы и, возможно, являлся частью картографирования Руси, начатого еще при Иване III.
В следующем же (после создания этого плана) 1612 году Москва была почти дотла сожжена поляками, чтобы затем, при восшествии на престол Михаила Феодоровича Романова, возродиться вновь, как Феникс из пепла.
* Оглавление *
|