Эпоха классицизма
Указы и распоряжения о застройке Москвы на рубеже XVII-XVIII веков имели в основном противопожарные и санитарные цели. Однако уже в то время начинается заимствование градостроительной политики из европейской практики. Появляется каменное мощение улиц. Кремль и Китай-город застраиваются в камне. Важнейшие из нововведений требовало строить дома не за забором, а по линии улиц.
Развитие города было несколько заторможено переносом столицы в Петербург. Многим строениям Москвы грозило запустение. Архитектурная деятельность возобновилась лишь в послепетровскую эпоху. Было отменено насильственное переселение в северную столицу; вельможи, вернувшиеся в Москву, привнесли из Петербурга в первопрестольную эстетику "регулярности", т.е. классические правила. Дома, если и не выносились на линию улицы, то за сквозной оградой устраивался симметричный парадный двор, что не делало улицы похожими на мрачные коридоры, как в Петербурге, но придавало облику города опрятность.
С учреждением должности архитектора при Полицейской канцелярии к Москве начинает применяться классическое европейское требование художественной цельности города. В 1730-х годах в Москву устремляются архитекторы, в петровское время сосредоточенные в Петербурге. Их силами в Москве строятся новые торговые ряды, здания, придающие городу монументальность.
Во второй половине XVIII века государство становится главным фактором распространения образования, берет на себя функции милосердия. Начинается строительство больниц, богаделен для немощных, престарелых, домов презрения сирот и незаконнорожденных. Появляются первые сословно-представительные учреждения - Благородное собрание, Английский клуб. Строится стационарный театр.
В России зарождаются товарно-рыночные отношения. Этим вызвано строительство в городах, и в том числе в Москве обширных торговых площадей со зданиями складов и торговых рядов. Их характерные формы с аркадами в первых этажах определили специфический облик многих центральных площадей и улиц Москвы. Наконец, проведенные во второй половине XVIII столетия одна за другой губернская и городская реформы сопровождались появлением новых типов административных зданий - дом генерал-губернатора на Тверской, губернские присутственные места, казармы, Странноприимный дом, Екатерининская и Голицинская больницы, Вдовий дом. Москва, оставаясь губернским городом, берет на себя часть функций столицы. Этим, в частности, было вызвано строительство здания Сената в Кремле.
Новый толчок в развитии получает частное строительство. Со второй половины XVIII века одной из самых ярких особенностей облика Москвы становится дворянская усадьба. Богатые дворянские усадьбы появляются не только в центре города, но и во всех его частях, благодаря им Москва приобретает черты европейсокого города, сохраняя вместе с тем свою самобытность. К двум типам Московского усадебного дома, определившегося уже в 1730-е-1750: дом выходящий на красную линию улицы и дом с открытым парадным двором, прибавился третий - угловой. Красные линии плана 1775 года предписывали скругление углов. В конце XVIII века строятся дома с легким закруглением или угловой ротондой, оформленной украшенной колоннами и пилястрами. Таким образом кварталы. Появляется выразительная акцентировка углов кварталов: появляются углы-стрелки.
Многие усадебные дома возводятся на вершинах холмов, тогда как ранее эта особенность была присуща лишь храмам. Надо сказать, что всеми тремя императорами - Екатериной II, Павлом I и Александром I, царствовавшими в этот период, проводился принцип подчинения церкви государству, впервые оглашенный еще Петром I.
При всей храмоподобности богатых светских домов, церковному строительству уделяется намного меньше времени. В строящихся же храмах преобладают инославные общеевропейские типы и формы. В консервативное храмовое зодчество, до сих пор хранившее верность допетровским традициям, проникает европеизация. Появляются классические купольные храмы, многоярусные колокольни. В те времена были сооружены церковь Святой Варвары на Варварке, церковь Всех Скорбящих Радость на Б. Ордынке, появляются храмы-ротонды.
Возрастает потребность и в вертикальных композициях. Строятся колокольни Донского, Андроникова и Новоспасского монастырей, церквей Никиты Мученика на С.Басманной, Петра и Павла на Н.Басманной, чуть позже - Николы в Звонарях, Троицы в Серебряниках.
Таким образом, к 1760-м годам распространяется эстетика архитектурного классицизма, с ее характерным сочетанием рационализма и пафоса монументальности. К началу XIX века в Москве складывается основа ее существующего доныне облика.
1766 год - начало проектирования Кремлевского Дворца. Вместо привычной многим поколениям москвичей Кремлевской стены на берегу Москвы-реки должно было возникнуть громаднейшее сооружение, в 2 раза превосходящее размеры одного из самых впечатляющих памятников - символов царствования Елизаветы Петровны - дворец в Царском селе. Длина только центральной части фасада, обращенного в сторону Москвы-реки, должна была составить только 600 метров, общая длина - 1200 метров. Высота 4х этажного дворца достигала 30-40 метров (10-этажный дом). Вместе с построенным чуть ранее Воспитательным домом он должен был сформировать новую линию Москвы-реки.
Дворец поручено было строить Баженову. К счастью, строительство его не удалось завершить из-за несчастий, постигших Москву - морового поветрия (эпидемии чумы) и зловещих знамений - рухнул один из контрфорсов и упала стена Черниговского собора, осели контрфорсы против Благовещенского и Архангельского соборов. Контрфорсы - это деревянные подпорки, сооруженные в связи с предварительными строительными работами - сносом "ветхостей". В число снесенных "ветхостей" попали старое здание Приказов конца XVII века, Казенный Двор постройки 1483 года, несколько храмов и Кремлевская стена вдоль Москвы-реки. Несмотря на неудачный проект, при строительстве Дворца была создана школа, воспитавшая целое поколение московских архитекторов (после Баженова ею руководил М.Ф.Казаков).
* Оглавление *
|