Москва Наш район Фотогалерея Храм св. Анастасии

Автор   Гостевая   Пишите
Google

WWW
TeStan

Карты Москвы

Книги о Москве

Статьи о Москве

Музеи Москвы

Ресурсы о Москве

Главная>>Москва>>Карты Москвы

Старые карты Москвы


Новый проектный план 1817 года

Петербургский архитектор В.И.Гесте, много занимавшийся "образцовым" градостроительством, был послан в Москву для составления проекта реконструкции. Однако, не сталкивавшийся ни разу с перестройкой древнего города, он игнорировал всю сложность этой задачи - рельеф, богатство ландшафта, сложившуюся застройку и традиции. Его проект прокладывал в гуще кварталов центра новые улицы, очерчивал огромные геометрически правильные площади, расширял улицы, уничтожая с таким трудом создававшуюся застройку красных линий.

С этим планом не согласилась "Комиссия для строений в Москве", созданная из опытных московских архитекторов и землемеров. Комиссией был создан свой проект, и после трехлетней упорной борьбы он был принят, и к концу 1817 года полностью завершен. Одним из веских доводов в его пользу была его относительная дешевизна.

Созданный в традиции Прожектированного плана 1776 года, так и не получившего полного осуществления, план Москвы "Комиссии для строений" бережно относился к существующей капитальной застройке.

План фиксирует как проект Комиссии, так и сложившуюся к этому времени картину застройки - границы участков, восстановленные и вновь выстроенные здания, каменные и деревянные, частично - зеленые насаждения.

Комиссия согласилась с Гесте лишь в необходимости расчистить плацдармы вокруг стен Кремля и Китай-города. Выпрямление и расширение улиц планировалось главным образом в Земляном городе. В Белом же городе, заселенном намного плотнее, лишь кое-где выправлялись трассы проездов, а многие из предусматриваемых планом изменений так и не были осуществлены. Внутри Камер-коллежского вала были распланированы строительные кварталы, разделенные широкими прямыми проездами. Возрожденная Москва унаследовала от XVIII века принципы классицизма, однако не потеряла своеобразия, национальных принципов и традиций.

Красная площадь

Отстроенной по приказу Екатерины II в стиле классицизма Красной площади был придан более исторический и вместе с тем более просторный вид - лавки вдоль Кремлевской стены сносились, ров и вал уничтожались, восстанавливались и освобождались от малой застройки здание храма Василия Блаженного, Воскресенские ворота, Казанский собор. Составление проекта новых торговых рядов, а вскоре и все строительные работы на Красной площади были поручены Бове. Последним штрихом послужило сооружение памятника Минину и Пожарскому работы И.П.Мартоса - первого скульптурного монумента Москвы, открытого 20 февраля 1818 года. Памятник был установлен в центре площади, ближе к торговым рядам, так что поднятая рука Минина указывала прямо на Кремль, к защите которого он призывал 200 лет назад. В 1930х годах он был передвинут к храму Василия Блаженного. Этот монумент вместе с храмами-памятниками Василия Блаженного и Казанским собором должен был еще больше подчеркнуть идейно-моральное значение древней площади.

Театральная площадь

Тогда же перед сгоревшим еще в 1805 году зданием Петровского театра была создана Новая площадь - первая площадь в Москве, построенная полностью по принципам регулярности.

Создание здесь площади предусматривалось еще в проектах XVIII века, однако все эти планы были неудачны. Окончательный проект возник в результате ряда конкурсов и труда многих московских и петербургских архитекторов и инженеров. Площадь имела размеры 335*177 метров и была второй по величине площадью Москвы после Красной. В одном из зданий, окружавших площадь, 14 октября 1824 года дала свой первый спектакль казенная драматическая труппа, положившая начало существованию знаменитого Малого тетра. Открытие же Большого Петровского театра состоялось 6 января 1825 года

В 1816 году при утверждении основ плана Александр I наметил на нем перед Петровским (Большим) театром огромную прямоугольную площадь, игнорируя пересекавшую ее вкось русло реки Неглинной. Проект площади был заказан О.И.Бове.

Для его осуществления пришлось принять важное градостроительное решение: убрать реку в подземную трубу и спланировать рельеф, в том числе значительно сгладить крутой подъем левого берега, где незадолго до этого был снесен древний Пушечный двор, и срыть бастионы у стены Китай-города.

Александровский сад

Это в свою очередь послужило толчком к уничтожению всех бастионов вокруг Кремля и Китая, устройства Александровского сада, жилых кварталов на месте Пушечного двора. Широкие проезды связали новую Театральную площадь с реконструированными соседними. В те же годы восстанавливался Кремль; его силуэт дополнили новые завершения некоторых башен. Красная площадь после реконструкции стала главной площадью города - более просторной, открытой и торжественной.

30 августа 1821 года в день тезоименитства Императора Александра I был торжественно открыт перестроенный Александровский или, как он тогда назывался Кремлевский сад. Он был разбит на месте глубокого оврага, где до заключения в 1817 году в трубу протекала река Неглинная.

Из Александровского сада прекрасный вид на восстановленный архитектором Д.Жилярди Университет, на здание Манежа, возведенное в 1817 году к празднованию Победы для проведения смотра войск, учений, военных парадов и воспринятый современниками как памятник воинской доблести и славы России.

Садовое кольцо

К концу работы над планом решено было создать кольцевую магистраль по линии полуразрушенного Земляного вала - Садовое кольцо

На месте Земляного вала прокладывалось Садовое кольцо. На протяжении 1816-1830 годов новая улица была проложена и началась ее застройка. Из освободившегося пространства шириной 60 метров только 21-25 метров отводилось под дорогу, примерно столько же с каждой стороны занимали палисадники, высаженные вдоль домов для того, чтобы уменьшить чрезмерную ширину улиц. По этим палисадникам кольцо получило свое название.

Белый город

Наряду с прокладкой новой кольцевой магистрали велись работы по урегулированию, расширению и выпрямлению существующих улиц и площадей, предусматривалось создание ряда новых площадей.

В ходе работ было запрещено обновление и строительство новых деревянных зданий в пределах Белого города. Домовладельцы, которым было не под силу сооружение каменных зданий, переселялись за пределы Белого города в Земляной город или за него. Согласно новому плану центр Москвы расширялся путем создания вокруг исторической новой парадной зоны площадей, общественных зданий и зеленого пояса бульваров на месте стен Белого города.

Начавшиеся во второй половине XVIII столетия процесс вытеснения из Китай-города жилья, прежде всего богатых дворянских усадеб, приобрел после пожара особую интенсивность. За Китай-городом все больше закрепляется торговая функция, и все многочисленнее становятся купеческие владения.

Белый город из района боярских усадеб начинает превращаться в культурный центр Москвы. Начало этому было положено еще во второй половине XVIII века строительством здания Университета, Петровского (Большого) театра и здания Дворянского собрания. В послевоенное время были сооружены также ансамбль зданий Опекунского совета на Солянке и Первая градская больница на Б.Калужской улице (ныне Ленинский проспект).

Земляной город

Усадьбы, вытесненные из Белого города же концентрируются теперь в Земляном городе и, прежде всего в его Юго-западной и Западной частях - на Пречистенке, Остоженке, Большой и Малой Никитских, Поварской, Арбате с прилегающими к ним переулками. Северо-восточную, восточную, юго-восточную части Земляного города, а также районы за Земляным городом заселяли в основном купцы и ремесленники, и дома были скромнее. Купеческим становится и Замоскворечье.

Пожар способствовал ей много к украшенью

Комиссией контролировалось строительство каждого восстанавливаемого или сооружаемого заново дома, флигеля или служебной постройки, включая ограды и ворота, если они выходили на красную линию улицы. Всю работу в городе по "фасадной" части возглавлял О.И.Бове.

Для восстановления и застройки города использовались выпущенные еще до принятия плана (в 1809-1812 годах) альбомы "образцовых фасадов" с готовыми схемами классических решений для зданий разного размера и значения. Для застройщиков была также организована финансовая помощь - ссуды в Опекунском совете, часто под залог будущих построек. Учреждались также новые кирпичные заводы и принимались другие меры для удешевления строительных материалов. Поэтому восстановление города было закончено уже в 1817 году одновременно с завершением работы над планом. Таким образом, в годы работы Комиссии (1810 - 1830 годах) город на короткое время превратился в единую систему, как мечталось еще классицистам XVIII века. Знаменитая фраза грибоедовского Скалозуба: "Пожар способствовал ей много к украшенью" - отражает общее мнение современников этого периода. Виды города приукрасились, наряду с "ближними" то и дело с высоких мест открывались "дальние" виды города. Со всех концов Москвы - вдоль улиц, за рекой, с холмов - внезапно возникали башни и купола Кремля. Активно использовалась зелень - бульвары и палисадники: разрастались насаженные еще до 1812 года по линии Белого города бульвары, появился Александровский сад, обсадка вокруг Китайгородской стены, бульвары на месте западной части Земляного вала.

* Оглавление *

 
Design: Русскiй городовой